Консультации для родителей



Консультация для родителей детей 6-7 лет на тему:

"Речевая готовность ребёнка к школе"


Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.


К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.


Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
3.  Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить 3 категории родителей:
1 категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. Так как родители являются главными воспитателями дошкольника, то сейчас на базе детских садов и школ созданы консультативные пункты. Целью этих пунктов является помощь семье в обеспечении стартовых возможностей при поступлении в школу «домашних» детей. Посетить эти пункты может любой желающий, где получит полную информацию по всем интересующим его вопросам. С помощью таких консультаций родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников воспитания. А последовательность и регулярность занятий обязательно принесут плоды.


Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].

2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.

3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].

4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….

8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Литература:
1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. И доп. -.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003


2. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001Родительское собрание 



Советы логопеда для родителей



1. Начнём с вас



Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом.

Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

2. Встреча взглядов
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.


3. Говорите чётко

Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.


4. То же, но по-разному
Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае - меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.
Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.


5. Но не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.



«Развитие речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях семьи и детского сада»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»
Провела: Коваленко Н.А.


Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.




Тема нашей встречи « Развитие речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях семьи и детского сада ».
С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей.

Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.
Таким детям требуется помощь не только взрослого, но и необходима специальная логопедическая работа.
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Что должен уметь ребёнок с тнр.
В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел донести ее до другого. Помощь специалиста нужна 3-х летним молчунам, малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
В 4 года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только посторонние.

Игра «Вопрос – ответ».
- А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
-Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте к 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторы особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.
Развитию патологической речи способствуют различные заболевания матери во время беременности, заболевания ребенка в ранние периоды развития (от 0 до 3 лет). Травмы, психоэмоциональные ситуации, травмирующие еще не зрелую психику ребенка.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы………
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встреча интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
- Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит (например, Маугли). Чтобы у ребёнка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого ещё не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Почему один малыш уже в год с небольшим бойко лепечет, стараясь сложить слова в предложения, и старательно заучивает стихи, а другой и в два года способен говорить лишь несколько отдельных слов, которые тяжело понять? Родители ищут причину в чем угодно: в наследственности, стеснительности, особенностях характера… В действительности же задержка речевого развития у детей берет начало еще в период внутриутробного развития.
Будущая мать должна максимально внимательно относиться к своему здоровью:
– Не переутомляться;
– Много бывать на свежем воздухе;
– Спать не менее 8-9 часов в сутки;
– Делать специальные физические упражнения для беременных;
– Избегать переохлаждений и перегревов;
– Носить удобную обувь и одежду;
– Избегать психических стрессов, а также инфекционных заболеваний.

Признаки речевых нарушений:
ОНР (общее недоразвитие речи) – всевозможные сложные речевые расстройства, из-за которых у ребенка нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок страдает ОНР, если наблюдаются следующие признаки:
– Позднее (в сравнении с другими детьми) начало речи: малыш начинает говорить первые слова к 3-4 годам, а иногда и позже;
– Импрессивная речь опережает экспрессивную, то есть ребенок понимает то, что ему говорят, но сам не может выразить свои мысли;
– Речь ребенка страдает множеством грамматических ошибок, ее фонетическое оформление недостаточно;
– Трудно понять то, что говорит ребенок.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в школе.
Индивидуальные занятия с логопедом проводятся, учитывая возраст и индивидуальные особенности развития ребенка.
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- общее развитие речи;
- растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет).
Доказано, что успех логопедических занятий в детском саду напрямую зависит от того, насколько внимательно относятся к проблеме ребенка в семье: помогают ли закреплять полученные навыки, разговаривают ли с ребенком, подбадривают ли его.
Развитие речи детей с ОНР тяжелой степени осуществляется в специализированных детских садах. Дети с нарушением речевого развития нуждаются в бережном, внимательном отношении не только со стороны родных и близких, но и всего педагогического коллектива.
Логопед советует

"Играем пальчиками - развиваем речь"
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения( например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки , решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец- указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец- большой

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в щепотку( пальцы собрались вместе- разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец(получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Шить, вязать на спицах.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Рисовать различными материалами( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов , не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности , аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковые гимнастики. 

« КАПУСТА».

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

( ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

******************************************************

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок)

И ушел

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу).

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Источник:http://www.logolife.ru/mamam/konsultaciya-dlya-roditelej-razvitie-melkoj-motoriki.html

---------------------------------------------------------------------------------

Логопед советует 

"Работа с детьми младшего дошкольного возраста"
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему.
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин
Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).
Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. "Я буду продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Ребенок отвечают. "А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?" — "Покупателем", — отвечают ребенок. "Что делает продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называют их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь, б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками.

Можно ездить или нет
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц).
Взрослый выставляет игрушки и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Взрослый следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/sovety-logopeda-1

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Логопед советует 

"Развитие фразовой речи у детей раннего возраста"
Для развития фразовой речи ребенку нужна инициатива — собствен­ная речь всегда инициативна. Поэтому поощряйте его личные начинания. Предоставляйте ему выбор. Спрашивайте, например: Мы пойдем гулять или ты сначала порисуешь? Тебе почитать или ты поиграешь? Поскольку выбор зависит от ребенка, он будет заинтересован отвечать.

♦ Подробно рассказывайте ребенку, чем вы с ним будете заниматься. Например, вы собираетесь гулять, скажите: Сейчас мы пойдем гулять. На улице холодно. Ваня наденет теплую кофту, теплые штанишки, те­плую курточку. На ноги наденем зимние сапоги, на руки — шерстяные варежки. На шею повяжем шарф. Затем задавайте ребенку вопросы: Что мы будем делать сейчас? Пойдем гулять. На улице тепло или хо­лодно? Холодно. Что мы наденем на Ваню? Если ребенок будет просто называть предметы одежды, уточняйте: Мы наденем теплую кофточку или холодную? Зимние сапожки или летние ботинки ? Какие варежки мы наденем ? На что мы их наденем — на руки или на ноги ? Куда мы повяжем шарф? Если ребенок будет отвечать односложно (Какие варежки мы наденем? Теплые), развивайте его предложение: Правильно — теплые. Мы наденем на руки теплые шерстяные варежки. Таким образом, вы даете ребенку алгоритм грамотного распространения предложений, который он постепенно будет усваивать.

♦ Задавайте ребенку вопросы на выявление причинно-следственных от­ношений между событиями, это будет побуждать его делать логиче­ские умозаключения. Например: А почему мы наденем теплые вареж­ки? На улице холодно. Почему мы наденем зимние сапожки? На улице зима и т. п.

♦ Беседуйте с ребенком о том, чем вы только что занимались. Напри­мер, вы пришли с прогулки. Спросите: Что мы делали? Гуляли. Кого мы видели на улице? Котенка. Какой был котенок? Маленький. А еще какой он был? Черный. Так какого котенка мы видели? Маленького, черного. А где он сидел ? На дереве. Значит, маленький черный котенок сидел на дереве? Да, котенок сидел на дереве. Если ребенок не сможет сам соста­вить такое развернутое предложение, сделайте это за него, а он пусть повторит. Затем спрашивайте дальше: Котенок сидел на дереве высоко или низко? Низко. А почему он сидел низко? Он — маленький, не мог за­лезть высоко (если ребенок не сможет установить такую причинно- следственную связь, объясните ему).

♦ Рассматривайте простые сюжетные картинки и рассказывайте ребен­ку, что на них нарисовано (в форме повествования). Одновременно задавайте вопросы по поводу изображенного на картинке. Например, на картинке собака гонится за котом. Скажите: Смотри — собачка бе­жит за котиком. А котик от нее убегает. Собачка — черная, а котик — серый. Собачка — большая, а котик — маленький. Собачка громко лает. Как ты думаешь, где спрячется от собачки котик? (На картинке нари­совано дерево.) Если ребенок не догадается, где спрячется котик, про­должайте рассказ: Видишь? Котик бежит к высокому дереву. Сейчас он залезет на него. Собачка сможет его достать? Нет. Почему? Собачки не умеют лазить по деревьям.

♦ После подробного разбора изображенного на картинке попросите ре­бенка рассказать, что на ней нарисовано. Пусть рассказывает, как мо­жет (хотя бы даже просто называя отдельные предметы и действия), а

♦ вы дополняйте его рассказ. Иногда просите повторить за вами корот­кие предложения.

♦ С картинками можно работать иначе. После того как вы разобрали, что на ней нарисовано, и составили по ней рассказ, скажите ребенку, что вы снова будете сочинять по этой картинке (с собакой и котиком) рассказ, а он пусть слушает и исправляет вас, если вы вдруг допусти­те какую-нибудь ошибку. Вы можете рассказывать так: Посмотри, на картинке нарисованы лиса и котик. Нет, на картинке нарисованы соба­ка и котик. Ах да! Я ошиблась! На картинке нарисованы собака и котик. Котик бежит за собачкой. Нет. Это собака бежит за котиком. Пра­вильно! А котик убегает от нее и громко лает. Нет, это собака лает. Да, конечно, это лает собака. Сейчас котик залезет на дерево, а собака полезет за ним. Нет! Собаки не умеют лазить по деревьям! Если ребе­нок не заметит ту или иную вашу «ошибку», обратите на нее его вни­мание, покажите ему на картинку: Посмотри внимательно. Разве это лиса ? Разве котики лают ? и т. п.

♦ Подобные упражнения выполняйте по картинкам, которые ребенок видит впервые.

♦ Читайте простые сказки, иллюстрированные картинками. По ходу чтения пусть ребенок показывает на картинках, о чем идет речь. За­давайте вопросы: Где лиса, где петушок? Что делает лиса, что делает петушок? и т.п. После того как вы закончили читать сказку, пусть ре­бенок попытается, разглядывая иллюстрации, пересказать ее. Помо­гайте ему вопросами.

♦ Когда вы читаете уже знакомую сказку, время от времени спрашивай­те (в самом интересном месте): А что дальше?

♦ Когда ребенок рисует (или лепит), пусть рассказывает, что он дела­ет. Задавайте вопросы: Что ты рисуешь? Карандашом какого цвета ты нарисуешь солнышко? Ты будешь рисовать его вверху, над домиком, или внизу листа, где травка? Домик будет большим или маленьким? Забор вокруг домика ты будешь рисовать ? и т. п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий