Методическая копилочка





Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
I раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы – дифференцировачный.
На этом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.
После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков происходит окончательная дифференциация.

III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
Выделение начальных согласных в словах типа сок.
Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
Анализ и синтез прямого слога типа [са].
Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.
Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
Полный слого-звукобуквенный анализ слов.
Педагогический процесс, реализуемый в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, содержит два вида преемственной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: преемственность в развитии речи (исправление дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов.

Источник: http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/metodicheskaja_kopilka/osnovnye_napravlenija_korrekcii_fonetiko_fonematicheskogo_nedorazvitija_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/12-1-0-26





___________________________________________________________

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.



Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.



________________________________________________________________________

Звукопроизношение детей-дошкольников.

В возрасте 4-5 лет ребёнок в норме должен произносить все звуки.Однако, у некоторых детей возникают трудности в произнесении тех или иных звуков. Не все родители на слух улавливают эти дефекты речи и не всегда вовремя обращаются к специалистам, не придавая этому особого значения или считая, что со временем всё само исправится. Чаще всего дети испытывают затруднения в произношении свистящих звуков – [с]-[c’],[з]-[з’],[ц], шипящих звуков – [ш],[щ],[ч],[ж] и сонорных звуков – [л]-[л’],[р]-[р’].
Уже в детском саду малыш замечает за собой неправильное произношение, что вызывает у него некоторую досаду. А в школьном возрасте это может стать причиной более серьёзной психологической травмы. Сверстники дразнят такого ребёнка, нетактичные учителя подчёркивают недостаток в произношении, даже в письме могут проявляться дефекты речи в виде необычных ошибок. Ребёнок испытывает стеснение в общении с одноклассниками и учителями, отказывается участвовать в публичных выступлениях, неуверенно или невнятно отвечает, расстраивается или может начать отрешённо относиться к плохим оценкам.
Критика со стороны родственников и окружающих взрослых в адрес ребёнка не приносит пользы, и даже вредит. Ребёнку необходимо помогать исправлять дефекты речи. В некоторых случаях только логопед сможет помочь малышу справиться с ситуацией, иногда достаточно регулярных занятий с педагогом или родителем. В любом случае родители должны принимать непосредственное участие в исправлении произношения ребёнка. Спокойная, положительная эмоциональная обстановка, занятия в виде интересных для малыша игр ведут к хорошему результату. Чтобы ребёнок не утомлялся, занимаясь своей речью, нужно умело переключать его внимание с одного занятия на другое. Лепка и рисование с обсуждением процесса творчества, художественная речь и другие способы познания окружающего мира развивают активность ребёнка, побуждают к выражению своих мыслей.



Большую эффективность в исправлении дефектов речи имеют такие приёмы, как называние картинок и дорисовывание недостающих деталей, разбивка понятий по категориям и их обобщение, выявление неподходящей картинки, договаривание слов в стихах, отгадывание загадок, совместное разучивание потешек, считалок, скороговорок и чистоговорок, обрисовка контуров рисунка, раскраска рисунка с комментариями, произношение слов, сопровождаемых движениями, упражнения, направленные на звуко-буквенный анализ.
Источник: http://berezka-rudnogorsk.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka-logopeda


__________________________________________________________


Когда следует идти к логопеду

Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит. Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания.
Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период для развития речи – возраст именно до 5 лет.



Занятия с логопедом не имеют противопоказаний. Повтор звуков ещё никому не навредил. Отнюдь. В ряде случаев занятия с логопедом крайне нежелательны, например, при ОРВИ, ОРЗ и различных проблемах с носоглоткой. Пока ребёнок полностью не выздоровеет, заниматься не стоит – есть риск осложнений.
Большая нагрузка противопоказана и при некоторых заболеваниях нервной системы. В таком случае просто необходимо, чтобы «дали добро» невропатолог или психиатр. Конечно, сами занятия не могут спровоцировать, к примеру, приступ эпилепсии, но в сочетании с другими факторами станут «последней каплей».
Сейчас много хорошей методической литературы, все логопедические проблемы можно решить самостоятельно. И не только логопедические. Ещё, говорят, зубы можно самим удалять, коли приноровиться … А если серьёзно, то самодеятельность здесь – не лучший вариант. Родители – неспециалисты не могут быть твёрдо уверены, что их собственное звукопроизношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук должен произноситься именно так. Ребёнок будет усердно повторять и про Сашу на шоссе, и про траву на дворе, и долбить языком – «молоточком», находя то положение языка, при котором звук «похож» на правильный. Родители рады – сами справились! Отпрыск счастлив – наконец – то Саша ушла со своими сушками к другим незадачливым детям. Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого «почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять раз, чем до самодеятельных занятий.
Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное можно и самостоятельно – с книжками, Сашами и сушками.
Чтобы получить хороший результат, нужны ежедневные занятия.
Если таким считать перегрузку и детскую ненависть к противной тёте с её картинками – да. Если нужен иной результат, заниматься стоит не больше 2-3 раз в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения минут по 10-15, не больше. Существуют логопедические санатории, где с детьми занимаются ежедневно. Но там занятия групповые, потому и нагрузка меньше.
На индивидуальных занятиях с логопедом ребёнку приходится работать гораздо больше, и потому их нельзя проводить ежедневно.
Сюсюкая с ребёнком, взрослые замедляют его речевое развитие.
Забавные конфетки – « кеньки», апельсины – «асиники» и прочие сяси – масяси представляют опасность лишь в том случае, когда ребёнок постоянно находится в окружении умиляющейся родни.
Если же он слышит нормальную речь в садике и на улице, проблемы
логопедического характера вряд ли возникнут.
Постоянное сюсюканье задерживает психическое развитие, ведёт к инфантилизму. Ведь ребёнок понимает, что на самом деле так не говорят большие, так лепечут малыши. А если уж «масинка» нравится этим взрослым, почему бы не притвориться маленьким? Можно покапризничать, потопать ножками, схватить лучший кусок с тарелки – и не только в нежном возрасте. Как там у классиков советского кино? «Масик, ты – болвасик» и «Масик хочет водочки?»
Параллельные занятия с логопедом и репетиром по иностранным языкам ускоряют процесс развития речи.
Драмкружок, фотокружок… И за кружок по рисованию тоже все голосовали. Зачастую родители (разумеется, из лучших побуждений) хотят научить ребёнка всему и как можно раньше. Но перед тем как вести чадо в очередной развивающий центр, задайте себе вопрос: с какой целью?
Если хотите, чтобы ребёнок серьёзно изучал язык, ему нужны индивидуальные занятия с педагогом. Но в таком случае необходимо проконсультироваться с логопедом. Если ещё не все «наши» звуки поставлены, а параллельно начинается изучение «же не манж па сис жур», ребёнок может просто запутаться в звукопроизношении. Ведь один и тот звук в русском, английском или французском может иметь разную артикуляцию. В двуязычных семьях ребёнок поймёт, как правильно, - для него это будет органично, при изучении языка с педагогом – не всегда.
«Облегчённое» обучение иностранному языку в группе со стишками-песенками на произношение вряд ли повлияет, но и практической пользы тоже не принесёт. С таких занятий дети обычно выносят пару фраз, десяток слов, не более.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод: идите к специалисту, если в 2-3 года ребёнок выговаривает лишь отдельные слоги; его речь нечёткая, он путает слоги и неправильно произносит звуки; малыш не использует в своей речи предлоги, не согласовывает слова. А если он заикается? Логопед может справиться только с лёгкими формами заикания. Если это следствие логоневроза (ребёнок заикается лишь при общении с другими людьми, выступлении на публике, когда он волнуется), лечить его нужно у психотерапевта. Если ребёнок заикается постоянно, в том числе разговаривая сам с собой, ваш врач-невролог.
Источник: http://logoped-ds162.ucoz.ru/publ/kogda_sleduet_idti_k_logopedu/1-1-0-24



Комментариев нет:

Отправить комментарий