пятница, 3 января 2014 г.

Консультации для родителей

Родительское собрание «Развитие речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях семьи и детского сада»
МБДОУ детский сад №84
Младшая группа
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»
Провела: Коваленко Н.А.
Октябрь, 2013 года
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
-Тема нашей встречи «Развитие речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях семьи и детского сада».
С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей.
Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.
Таким детям требуется помощь не только взрослого, но и необходима специальная логопедическая работа.
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Что должен уметь ребёнок с тнр.
В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел донести ее до другого. Помощь специалиста нужна 3-х летним молчунам, малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
В 4 года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только посторонние.
Игра «Вопрос – ответ».
- А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте к 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.
Развитию патологической речи способствуют различные заболевания матери во время беременности, заболевания ребенка в ранние периоды развития (от 0 до 3 лет). Травмы, психоэмоциональные ситуации, травмирующие еще не зрелую психику ребенка.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы………
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встреча интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
- Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит (например, Маугли). Чтобы у ребёнка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого ещё не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Почему один малыш уже в год с небольшим бойко лепечет, стараясь сложить слова в предложения, и старательно заучивает стихи, а другой и в два года способен говорить лишь несколько отдельных слов, которые тяжело понять? Родители ищут причину в чем угодно: в наследственности, стеснительности, особенностях характера… В действительности же задержка речевого развития у детей берет начало еще в период внутриутробного развития. 

Будущая мать должна максимально внимательно относиться к своему здоровью:
– Не переутомляться;
– Много бывать на свежем воздухе;
– Спать не менее 8-9 часов в сутки;
– Делать специальные физические упражнения для беременных;
– Избегать переохлаждений и перегревов;
– Носить удобную обувь и одежду;
– Избегать психических стрессов, а также инфекционных заболеваний.

Признаки речевых нарушений

ОНР (общее недоразвитие речи) – всевозможные сложные речевые расстройства, из-за которых у ребенка нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок страдает ОНР, если наблюдаются следующие признаки:
– Позднее (в сравнении с другими детьми) начало речи: малыш начинает
говорить первые слова к 3-4 годам, а иногда и позже;
– Импрессивная речь опережает экспрессивную, то есть ребенок понимает то, что ему говорят, но сам не может выразить свои мысли;
– Речь ребенка страдает множеством грамматических ошибок, ее фонетическое оформление недостаточно;
– Трудно понять то, что говорит ребенок.
- Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в школе.
Индивидуальные занятия с логопедом проводятся, учитывая возраст и индивидуальные особенности развития ребенка.
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- общее развитие речи;
- растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет).
Доказано, что успех логопедических занятий в  детском саду напрямую зависит от того, насколько внимательно относятся к проблеме ребенка в семье: помогают ли закреплять полученные навыки, разговаривают ли с ребенком, подбадривают ли его.
Развитие речи детей с ОНР тяжелой степени осуществляется в специализированных детских садах. Дети с нарушением речевого развития нуждаются в бережном, внимательном отношении не только со стороны родных и близких, но и всего педагогического коллектива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий