пятница, 3 января 2014 г.

Развитие фонетико-фонематических процессов

Игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей 

Занимательная игровая система помогает ребенку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефекты произношения. Игры можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях.
«Ромашка»
Дидактическая задача: Упражнять детей в подборе картинок с заданным звуком, учить делить слова на слоги, развитие мелкой моторики.
Игровые правила: Отобрать картинки с заданным звуком.
Игровые действия: Найти нужную картинку, приклеить на лепесток и с помощью шнура соединить с серединкой цветка.
Ход игры:
Вариант 1: Логопед сообщает детям, что ветер унес лепестки ромашки. А ромашка не простая, серединка имеет свою букву, а каждый лепесток картинку с этим звуком.
Вариант 2: Собрать ромашку из картинок с указанным количеством слогов.
1 
«Магазин»
Дидактическая задача: Закрепит навыки слогового анализа, умение работать со схемой слова, активизировать знания детей о звуковом строении слова, умение объединять предметы в группы.
Игровые правила: Подобрать картинки в соответствии со схемой.
Игровые действия: Положить картинки в соответствующий домик.
Ход игры:
Вариант 1: Детям дается задание – купить в магазине игрушку (овощ), в названии которой два слога (три). Покупая, дети четко проговаривают название и последовательность каждой части слова.
Вариант 2: «В магазине продается транспорт, в названии которого есть звук С, потом З и Ц».
Вариант 3: «В магазин завезли мебель (одежду, овощи), название которой начинается со звонкого (твердого, мягкого или глухого) согласного звука.
2 
«Звуковая мозаика»
Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове.
Игровые правила: Звук обозначить фишкой: красной – гласный, синей – твердый согласный, зеленой – мягкий согласный. Карточка заполняется слева направо.
Ход игры: У каждого ребенка игровое поле, карточка разделенная на 9-12 квадратиков. Каждый маленький квадрат обозначает слово. Ведущий называет слово, дети выделяют первый (последний, второй) звук и обозначают его фишкой.
Задание можно усложнить: ведещий называет четыре слова, а дети находят лишнее слово. Например: волк, лиса, петух, заяц. Лишнее слово петух – первый звук [Пэ]-мягкий согласный. Первый квадрат заполняется зеленой фишкой.
Победителями считаются те, не ошибся и заполнил всю карточку.
3 
«Самодельная азбука»
Дидактическая задача: Упражнять в дифференциации звуков, умении подбирать слова на заданный звук, знакомство с графическим изображением буквы, развивать мелкую моторику.
Игровые правила: Найти картинки на соответствующий звук, не зависимо от того, где он находится – в начале, в середине или в конце слова. Красная страница обозначает знакомство с гласной буквой и звуком, зеленая – мягкие согласные, синяя – твердые согласные.
Игровые действия: Вырезать и наклеить картинку.
Материал: цветные листы ксероксной бумаги, картинки из старых журналов, наклейки.
Ход игры: Дети находят в журналах картинки, в названиях которых есть изучаемый звук, например, дети на занятии знакомились с со звуком[И] и буквой И, значит подбирают картинки в названии которых есть звук [И]. Вместе с детьми наклеить картинки на красный лист бумаги с буквой И. Под каждой картинкой наклеивается схема, где обозначается позиция звука в слове.
Позже, дети начинают составлять звуковую схему слова. Когда дети освоят буквы, задача усложняется – дети печатают название картинки.

4
«Путешествие в город звуков и слогов»
Дидактическая задача: Учить детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, научить выделять первый и последний звук в слове, обозначить звук фишкой или буквой.
Игровые правила: цифрой обозначить количество слогов, цветными фишками или буквой обозначить гласный звук, синей – твердый, зеленой – мягкий согласный.
Игровые действия: Бросание кубика, переход хода.
Вариант 1: Перед детьми игровое поле. Передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, тот кто останавливается на кружке, должен разделить слово на слоги, которое находится рядом с фишкой и поставить на кружок соответствующую цифру.
Вариант 2: То же самое, что и в первом варианте, только обозначить первый (последний) звук слова фишкой. Заранее договориться какой звук нужно выделить из слова – первый или последний.
Вариант 3: Тоже самое, что и в предыдущих вариантах, только первый или последний звук слова обозначить соответствующей буквой.
Победителем будет тот, кто не ошибется, правильно отсчитывает кружки и справится с заданием и первым доберется до «замка».
5
«Помоги Петрушке»
Цель: Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, умение делить слова на слоги.
Игровые правила:
1. Подобрать слова со звуком [Ш](С, Н.Т), независимо от позиции звука в слове.
2. Слова в названиях, которых один, два, три слога.
Ход игры:
Логопед сообщает детям, что получил письмо от Петрушки, в котором есть просьбы: «Здравствуйте, Ребята! Пожалуйста, помогите расставить все предметы по своим местам»
6
 Источник:
http://dohcolonoc.ru/utrennici/1618-igry-napravlennye-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-s-ffnr.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий